Европейский Союз опубликовал пакет амбициозных предложений, направленных на развитие европейской инфраструктуры заправки транспортных средств альтернативными видами топлива и энергии. Политический процесс согласования всех позиций, завершающийся принятием Директивы, может занять два года. Политика Евросоюза сегодня заключается в том, что нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации объектов заправочной инфраструктуры на всей территории Евросоюза должны быть гармонизированы. Об этом, кстати, на заседании круглого стола в Брюсселе во время сентябрьского пробега газовых автомобилей «Голубой коридор - 2013» говорили представители НГА, компаний Газпром и Е.Он Рургаз. Так, например, для электротранспорта в качестве пан-европейского стандарта зарядной вилки выбрана конструкция Типа 2. До настоящего времени европейские чиновники уделяли основное внимание собственно альтернативным видам топлива и транспортным средствам, использующим их. В то же время, среди основных факторов, тормозящих широкий переход на альтернативные нефти энергоносители, называют высокую стоимость модернизированных автомобилей, низкую степень покупательской готовности и недостаточное развитие заправочной сети. Учитывая это, Европейская комиссия приняла решение о формировании минимальных заданий для стран-участниц по развитию инфраструктуры для чистых видов топлива/энергии: электричество, водород и природный газ (КПГ, СПГ, биометан, синтетическое жидкое топливо из метана). Как уже отмечалось, строить и эксплуатировать их будут по гармонизированным требованиям. Россия и другие страны СНГ должны принять непосредственное участие в этой работе, чтобы не оставаться в нормативной самоизоляции. Разработчики стратегии предлагают установить не только минимальное количество заправочных/зарядных станций для каждой страны Евросоюза, но и максимальный шаг их строительства вдоль автомагистралей. Для КПГ этот шаг составит не более 150 км., а для СПГ – не более 400 км. Таким образом, к 2020 году на каждую тысячу километров автомагистралей должны быть построены минимум семь АГНКС и три крио-АЗС. Для справки напомним, что в СССР этот шаг, хотя и не был обязательным, составлял примерно 200 км. Кроме того, проект «Чистая энергия для транспорта (The Clean Power for Transport - CPT)» предполагает, что во всех 139 морских и речных портах Европы, вошедших в перечень TREN-T, должны быть построены заправочные стационарные или передвижные комплексы для заправки СПГ в автомобили и суда. Главными силами, движущими процессы перехода на альтернативные виды топлива, в Европе по-прежнему остаются экология и политическая экономия. Еврокомиссия полагает, что только в 2010 году плохое качество атмосферного воздуха стало причиной преждевременной смерти 420 тысяч европейцев. Транспорт Европы (Е-27) на 94% зависит от нефтепродуктов. Из этого объема 84,3% нефтяного топлива импортируется. Мало того, что нефть для Европы идет из политически нестабильных регионов, так ещё и её цена слишком высока: в 2011 году Европа платила за нефть по одному миллиарду Евро в день. Еще одним элементом стратегии Европейского Союза является расширение использования энергоносителей из возобновляемых источников. Сейчас такие энергоносители обеспечивают только 4,7% топливных потребностей Европы. Из них 4,4% приходится на биотопливо (данные на 2010 год). Европейская Директива по возобновляемой энергетике предусматривает наращивание этой доли до 10%, включая 5% для биотоплива первого поколения, 1% биотплива второго поколения и 1% для электроэнергии из возобновляемых источников. В целом график действий по развитию инфраструктуры для альтернативных видов топлива выглядит следующим образом:
К 2050 году также должны быть сокращены на 40% выбросы СО2 от воздушных и водных судов. Стратегия Еврокомиссии не предусматривает каких-либо мер для развития инфраструктуры заправки СУГ, поскольку дополнительных усилий в этой области не требуется. Еврокомиссия также считает, что для финансирования развития заправочной сети следует привлекать средства из фондов Евросоюза и частных источников. По оценке Брюсселя, до 2020 года на развитие инфраструктуры потребуется примерно 10,5 миллиардов Евро. Кроме экологических и экономических эффектов метанизации транспорта, есть ещё социальный. Проведенные исследования показывают, что до 2025 года для создания и эксплуатации инфраструктуры заправки транспорта альтернативными видами топлива будут созданы 700 тысяч новых рабочих мест. По данным Европейского Союза |