|
5 июня 2012 года в Москве в центральном офисе Газпрома прошло крупное
мероприятие: межотраслевое совещание по расширению использования
природного газа в качестве моторного топлива.
Данное мероприятие приобретает особое значение в свете решения Всемирной
организации здравоохранения от 12 июня 2012 года о признании
отработавших газов дизельных двигателей канцерогенными. Данное решение
повлечет за собой не только очередное ужесточение экологических
требований, предъявляемых к автотранспорту, но и ужесточение режима
использования дизельного топлива в городах.
В совещании, прошедшем под руководством Председателя Правления Газпрома
Алексея Миллера,
приняли участие Губернатор Томской области Сергей Жвачкин, заместитель
Министра энергетики Павел Федоров,
заместитель Министра промышленности и торговли Алексей Рахманов,
Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, Генеральный директор Ё-Авто
Андрей Бирюков,
заместитель Председателя Правления Газпрома Виталий Маркелов, начальники
департаментов и генеральные директора дочерних обществ Газпрома,
представители московской мэрии, нефтяных компаний, научных и финансовых
организаций.
Совещанию предшествовала выставка газовых автомобилей в заводском исполнении,
а также газозаправочного оборудования российских и зарубежных производителей.
Показанная на выставке газовая автомобильная техника является самым убедительным доказательством
развития российского газомоторного рынка. Серийные машины для муниципальных пассажирских
перевозок и коммунальных нужд показали КАМАЗ, Группа ГАЗ, МАН Россия, ИВЕКО Россия.
Были также показаны легковые автомобили Volksvagen и Mercedes,
исчпользующие метан в качестве основного топлива.
Губернатор Томской области С. Жвачкин (слева) и Генеральный директор ООО "Газтехлизинг" Д. Ерошок на выставке газовых автомобилей
Представители компаний – изготовителей газозаправочной техники
(члены НГА: Бауэр Россия, Гринфильд (Атлас Копко), НГТ-Холдинг, Микрометан)
подтвердили готовность обеспечить Газпром и других клиентов высококачественной,
проверенной жизнью техникой. Посетители выставки высоко оценили новые перспективы,
которые открывают Автомобильные газонаполнительные компрессорные установки (АГНКУ)
перед корпоративным транспортом, сельскохозяйственной и коммунальной техникой.
В России этот тип газозаправочного оборудования только начинает внедряться:
пока работают не более полутора десятков АГНКУ.
А. Миллер и В. Маркелов осматривают макет газозаправочного пункта ООО "Микрометан"
По итогам совещания и обмена мнениями на выставке газовых машин можно
сделать следующие выводы об общих стратегических направлениях развития
рынка компримированного природного газа в российской Федерации в
предстоящие годы:
- Газпром намерен с 2013 года включать раздел по развитию
газозаправочной инфраструктуры в ежегодные программы газификации
регионов Российской Федерации.
- Газпром рассмотрит вопрос о создании компании-оператора газозаправочной сети.
- Газпром готов сотрудничать со всеми заинтересованными ведомствами и
организациями, включая создание условий для малого газозаправочного
бизнеса.
- Автопроизводители продолжат работу по расширению модельного ряда
газовых автомобилей различного назначения и развитию сервисной
инфраструктуры.
- Муниципалитеты готовы закупать экологически и экономически более
привлекательные газовые автобусы при наличии государственной поддержки с
одной стороны и повышении комфорта для пассажиров до уровня самых
современных требований.
- Нефтяные компании начнут работу по интеграции метана в АЗС.
С. Когогин (КАМАЗ), А. Миллер и В. Маркелов (Газпром) слушают доклад Р. Батыршина (РариТЭК)
Прогнозировать наступление бума автомобильного метана в России в
предстоящие 3 – 5 лет можно, хотя бы только потому, что такого
количества поручений из Кремля и Белого Дома в области газовых видов
моторного топлива, сколько поступило за прошедшие 18 месяцев раньше
никогда не было:
- Март 2011 года: Председатель Правительства России Владимир Путин
поручил подготовить предложения по формированию достаточной сети АГНКС и
сервисных организаций по обслуживанию газовых двигателей в Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке. (Протокол от 19.03.2011 № ВП-П9-16пр.)
- Апрель 2011 года: Председатель Правительства России Владимир Путин
поручил проработать вопрос расширения практики использования
газомоторного топлива при эксплуатации автобусов. (Протокол от
06.04.2011 № ВП-П9-17пр.)
- Июнь 2011 года: Президент России Дмитрий Медведев поручил
разработать программу государственного стимулирования поэтапной замены
муниципального автотранспорта электромобилями и гибридными автомобилями
отечественного производства, в том числе работающими на газомоторном
топливе, и расширения сети заправок автомобильного транспорта
газомоторным топливом. (Поручение от 27.06.2011 № пр-1923.)
- Ноябрь 2011 года: 5. Заместитель Председателя Правительства России
Игорь Сечин поручил подготовить и провести эксперимент по
широкомасштабному использованию природного и сжиженного газа в качестве
моторного топлива в Ставропольском крае (Поручение № № 01/02-3066 от
28.11.2011.)
- Март 2012 года: Председатель Правительства России Владимир Путин
поручил продолжить работу по увеличению объемов использования газа в
качестве моторного топлива (Поручение от 23 марта 2012 г. № ВП-П9-7пр.)
- Апрель 2012 года: Председатель Правительства России Владимир Путин
предложил выделить субсидии регионам Российской Федерации в размере 3,5
млрд. рублей на закупку газовых автобусов.
В Газпроме тоже активно работают по газомоторной теме: в октябре 2011
года по итогам автопробега газовых машин "Урал - Центр" проведено
межотраслевое совещание по газификации муниципального транспорта; с
начала 2012 года проведено уже два внутренних и одно межотраслевое
совещание по газомоторной тематике; осенью этого года тему планируется
рассмотреть на межрегиональном совещании.
Газпром намерен выйти на новый качественный уровень развития
газомоторного рынка в масштабах всей страны. По словам Алексея Миллера,
Россия должна вернуться на первое место по уровню потребления природного
газа на транспорте. При наличии встречного движения со стороны
региональных и муниципальных властей, которые должны закупать технику в
газовом исполнении, в ближайшие три – пять лет потребление метана на
российском транспорте (автомобильный, водный, железнодорожный) и
сельскохозяйственной техникой может вырасти до трех миллиардов
кубических метров: практически в десять раз больше, чем в 2011 году.
Реализация всех этих планов руководства России и топ-менеджеров Газпрома действительно приведет к буму метана на транспорте.
Е. Пронин
| |