|
С 19 по 21 июня в Болонье, Италия прошла III Международная выставка по
использованию природного газа в качестве моторного топлива. Выставка и
сопровождающие её семинары организованы Европейской газомоторной
ассоциацией – ENGVA Europe.
Открытию выставки предшествовали заседание Совета Директоров и Общее
собрание членов Ассоциации. Руководство Ассоциации отчиталось о
результатах производственно-финансовой деятельности за 2011 год. В этом
году состоялось избрание нового Президента и Вице-президента Европейской
газомоторной ассоциации на очередной трехлетний период (2012 - 2015).
Тревора Флетчера (Hardstaff Group, Великобритания) на этом посту сменил
Герхард Холтмайер (Erdgas mobil e. V., Германия). Вице-президентом
Ассоциации избрана Шарлотта Убер (ГДФ Суез, Франция).
Выставка газозаправочного и газоиспользующего оборудования – достаточно
представительная. Компании – изготовители продемонстрировали всю гамму
оборудования: от запорной арматуры до мобильных криогенных заправочных
комплексов СПГ. Нельзя сказать, что были показаны какие-то "космические"
технологии, однако прогресс явно на лицо.
Италия по праву считается колыбелью мирового рынка оборудования КПГ и
СУГ для автомобилей. На выставке в Болонье показано большое количество
газовой топливной аппаратуры как итальянского, так и зарубежного
производства (Jefferson, Landi Renzo, Tartarini, Westport, Zavoli).
Ведущей тенденцией менеджмента в этом сегменте рынка является укрупнение
компаний и освоение новых, ранее не свойственных им видов деятельности.
В качестве примера можно привести диверсификацию интересов известной
фирмы Landi Renzo. Она не только расширяет номенклатуру, масштабы и
географию бизнеса, но и нишу своего присутствия. Landi Renzo перестает
быть "монокультурной" компанией и выходит на рынок производства АГНКС.
Естественно, компания укрепляет свои позиции и на рынке услуг по
переоборудованию и техническому обслуживанию газобаллонных автомобилей. В
автомобильном секторе LR финансирует работы по созданию газодизельных
комплектов для легковых автомобилей.
Газодизельный Фиат с оборудованием от Ланди Ренцо
Достаточно широко на выставке представлено производство АГНКС и АГНКУ.
Свое оборудование предлагают компании Aspro, BRC, Chergo I&E,
Coltri, Dresser, Idro mecchanica, SAFE, Sicom, WEH и другие. Расширение
гаммы легковых автомобилей, использующих в качестве топлива природный
газ, ведет к повышению спроса на автомобильные газонаполнительные
компрессорные установки (АГНКУ) индивидуального пользования (G.Eco,
Coltri, Fuel Maker). Ещё их называют домашними заправками. Такая
установка за пять часов заправит 80-литровый баллон (11,5 кг) с 0 до 200
атмосфер. Минизаправки получили достаточно широкое распространение в
США, Франции, Германии, Японии, Нидерландах, Канаде. Сейчас в мире их
насчитывается примерно 9,5 тысяч. Выпуск такого оборудования освоили
несколько фирм. Оно не дешевое, но производители работают над снижением
цены. В России пока еще нет богатого опыта применения АГНКУ. В конце
90-х годов XX века ДОАО "Оргэнергогаз" осваивал такую технику и даже
пытался её совершенствовать.
А спустя годы, в июне 2012 года на Карельском перешейке в г.
Каменногорск, Выборгского района компания ООО "Ураган" вводит в
эксплуатацию газозаправочный пункт для обслуживания 4 – 5 газовых
автобусов, работающих по маршруту Каменногорск-Выборг. Пункт включает в
себя: 1) ГРПШ для понижения давления газа; 2) две АГНКУ Coltri МСН-24
(Италия) производительностью 24 м3/час каждый, суммарной
производительностью 1000 нм3; 3) аккумулятор газа вместимостью 440 нм3
газа. Для России это новая методика заправки пассажирского транспорта
метаном, и ООО "Ураган" является первопроходцем на этом пути, который
представляется интересным для ряда потребителей.
Газозаправочный пункт в Каменногорске
На выставке была широко представлена китайская газомоторная
промышленность: производство баллонов, АГНКС, топливной газовой
аппаратуры. Китай предлагает баллоны всех типов, широкий спектр
компрессорного и криогенного оборудования. К сожалению, на выставке не
были показаны китайские газовые автомобили и криогенное оборудование.
Баллон Типа 3 компании Sinoma, Китай
Центральным мероприятием деловой программы стал семинар с участием представителей автомобильных концернов
Volvo Trucks, Fiat, Solbus, Mercedes Benz, Iveco, General Motors.
В семинаре также приняли участие компании Westport – поставщик газовой аппаратуры
для двигателестроительных фирм) и Gazprom Germania – поставщик газа.
Volvo Trucks: Газодизельные грузовые двух- и трехосные грузовики серии FM
наряду с гибридными и диметилэфировыми на данном этапе являются часть стратегии концерна Volvo
по повышению экологической безопасности и экономичности своих машин.
Грузовик выпускается (пока только для Швеции, Голландии и Великобритании) с 13-литровым газодизельным двигателем
(мощность 460 лс, крутящий момент 2300 Nm, уровень замещения дизельного топлива метаном: 50 – 80%).
Грузоподъемность: 26 – 60 тонн. Вид газового топлива: СПГ. Дальность пробега на одну заправку: 500 – 1000 км.
Газодизельный тягач Volvo FM на СПГ
Концерн FIAT продолжает оставаться мировым лидером по
разнообразию газовых моделей легкового класса – семь.
Кстати, в нише грузовых автомобилей пальма первенства принадлежит Группе
"КАМАЗ" (компания "Раритэк"), которая предлагает 19 моделей машин
различного назначения на базе газового шасси.
FIAT показал четыре модели автомобилей с универсальной (газ/бензин)
системой питания двигателя:
- Пассажирский Punto - двигатель объемом 1,368 см2,
мощностью 70 лс при 6000 об/мин, время разгона от 0 до 100 км/ч 16,9 с,
расход метана 4,2 кг/100 км, выбросы на метане 115 г/км (на бензине 149
г/км), запас хода на одну заправку газом 310 км. Автомобиль оборудован
резервным бензобаком вместимостью 45 л.
- Пассажирский Doblo - двигатель объемом 1,368 см2,
мощностью 120 лс при 5000 об/мин, максимальная скорость 172 кмч, расход
метана 4,9 кг/100 км, выбросы на метане 134 г/км (на бензине 173 г/км),
запас хода на одну заправку газом 325 км. Автомобиль оборудован
резервным бензобаком вместимостью 22 л.
- Грузопассажирский Fiorino - двигатель объемом 1,368 см2,
мощностью 70 лс при 6000 об/мин, максимальная скорость 149 кмч, расход
метана 4,4 кг/100 км, выбросы на метане 119 г/км (на бензине 158 г/км),
запас хода на одну заправку газом 300 км. Автомобиль оборудован
резервным бензобаком вместимостью 45 л.
Автомобили FIAT Punto, Doblo и Fiorino на КПГ
Стратегия концерна FIAT заключается в том, чтобы предлагать покупателю газовые модификации
по всей гамме выпускаемых автомобилей. Сегодня таких моделей уже восемь.
В 2013 году на рынок выйдет новая Panda Van грузоподъемностью 0,9 т и турбированным двигателем мощностью 80 лс.
Уровень выбросов нового автомобиля будет не более 85 г/км (Евро-5).
Компания Chrysler уже давно по достоинству оценила
свойства природного газа. По заявлению представителя компании, главными
причинами такого выбора стали:
- ближайшая возможность повышения энергетической безопасности на фоне нехватки нефти;
- самое чистое топливо на настоящий момент и единственная реальная альтернатива бензину и дизельному топливу;
- самое дешевое топливо;
- стратегический ресурс, обеспечивающий мягкий переход от ископаемых
видов моторного топлива к возобновляемым (биометан, биоэтанол, водород).
Компания провела экономический анализ двигательных технологий для
легковых автомобилей: дизельная, метановая, гибридная и электрическая
(от аккумуляторной батареи) с точки зрения потребителя: что
дополнительно придется платить сейчас и после 2020 года за соблюдение
требований по выбросам и когда эти затраты окупятся. Вывод совершенно
очевиден: только природный газ дает приемлемый комбинированный
эколого-экономический результат.
Расчет окупаемости затрат в экологизацию двигателя
Данные компании Chrysler свидетельствуют о том, что в ближайшие десять лет затраты в повышение экологической
безопасности силовых установок легковых автомобилей могут окупиться только при использовании природного газа.
Остальные технологии лежат за пределами срока обновления машины.
Едва ли кто в современном мире будет эксплуатировать легковой автомобиль в течение восьми и более лет.
Консорциум FIAT-Chrysler с 1997 года освоил заводской выпуск семь моделей легковых автомобилей,
восемь моделей коммерческих пикапов/минивэнов, пять моделей грузовиков среднего и тяжелого класса,
четыре модели автобусов. За эти годы консорциум продал 400 тысяч газовых легковых машин и пикапов
(80% от всех газовых машин, проданных в Европе, в данном сегменте);
10 тысяч автобусов и мусоровозов (50% продаж) в основном в Италии, Франции, Испании и Греции;
две тысячи газовых двигателей для автопроизводителей в других странах Европы, Китая, Дальнего Востока и Латинской Америки.
Заключительный вывод представителя консорциума: На ближайшие 15 лет природный газ останется стратегическим
выбором для FIAT-Chrysler.
Кстати, всего полтора года назад руководитель консорциума Серджио Маркьоне говорил:
"В США имеются значительные запасы природного газа.
Технологии применения КПГ можно применять без значительных разработок и затрат.
FIAT уже располагает портфелем атмосферных и турбонаддувных двигателей на КПГ.
Chrysler ведет активный поиск решений, которые привлекут внимание покупателей к этой технологии".
Компания Iveco уже давно (18 лет) и успешно работает в
области метанизации автомобилей тяжелого класса. Применение природного
газа и биометана является частью интегрированной стратегии Iveco
достижения экологической устойчивости транспорта. На традиционных
дизельных двигателях компания стремится обеспечить соответствие нормам
выбросов Евро-6. В области альтернативных силовых агрегатов Iveco
работает электрическими и гибридными (параллельными и последовательными)
схемами. В области альтернативных видов моторного топлива компания
Iveco сосредоточила внимание на трех направлениях: метано-водородные
смеси, биотопливо нового поколения и природный газ.
По словам представителя Iveco, "из всех технологий, рассматриваемых как
приемлемая альтернатива нефтяному топливу в секторе коммерческих
автомобилей, только компримированный природный газ сохраняет устойчивый
рост". Компания выпускает и продает грузовики, пассажирские автобусы и
мусоровозы, оборудованные двигателями на этом топливе: Sofim F1C (объем
3000 см3, 136 лс), Tector 6 (объем 5900 см3, 200 лс) и Cursor 8 (объем 7800 см3, 270/330 лс). А с 2005 года компания начала работать со сжиженным природным газом.
Спецалисты Iveco пришли к следующим выводам:
- совершенствование дизельного двигателя до уровня требований Евро-6
более сложно и дорогостояще, чем применение переход на использование
природного газа;
- автомобили на компримированном природном газе будут оставаться
лучшим решением для сокращения загрязняющих выбросов муниципальной
техники до минимальных уровней;
- сжиженный природный газ является эффективным решением для дальнего транспорта.
Магистральный тягач Iveco Strali на КПГ
В заключение следует отметить следующее.
Италия – не только мировая колыбель массового использования природного газа на транспорте.
Италия – европейский лидер в это области.
Сейчас здесь почти 800 тысяч автомобилей на метане и более 800 АГНКС.
Муниципалитет Болоньи наряду с другими активно приобретает газовые автобусы взамен дизельных.
Вероятно, решение Всемирной организации здравоохранения от 12 июня 2012 года
о признании отработавших газов дизельных двигателей канцерогенными
приведет к ещё большему росту парка метановых машин в Болонье и других городах Италии.
А в России?
Автобусы на природном газе в центре Болоньи
Е. Пронин
| |